Ben Poole | концерты | о себе | о группе | музыка | фото | форум |
Алексей Щеголев о Ben Poole : Диплом вместо музыки публике не подсунешь - интервью
В Москве отыграл серию концертов британский блюзовый гитарист Бен Пул.
"Классное место!", - говорит Бен Пул, спускаясь в стилизованную под вагон метрополитена столовую в самом центре Москвы. Сегодня четверг, а значит - рыбный день по советской традиции. Уха, морской окунь, пюре, салат из свежей капусты и брусничный морс - комплексный обед, классика жанра. За все про все - 240 рублей, или 3,5 фунта, то есть почти даром. Это в России хлеб едят вприкуску, по английской традиции булку надо разломить и обмакнуть в суп...
- Каков план? - спрашивает Бен.
- Обед, потом клуб "Би.Би.Кинг", а пока интервью.
- Ок. Отличная еда тут! Двукратный обладатель "British Blues Awards" молодой гитарист Бен Пул дает четыре концерта в российской столице. Невысокий бородатый крепыш излучает позитивную энергию: в свои 30 объездил полмира (в России - уже второй раз, впервые отметился аншлаговыми концертами в Москве и Питере в сентябре 2014 года в рамках фестиваля Большое Британское Блюзовое Вторжение), не пропускает ни один важный блюзовый фестиваль, тур расписан до конца года. Успешен, востребован, не женат. Что тут скажешь - "восходящая звезда".
- Почти все статьи о тебе начинаются примерно одинаково: "Восходящая звезда британского блюза...". Но давай взглянем на факты: в 21 год ты играл с Джеффом Беком (Jeff Beck), и он аплодировал тебе; играл с Гэри Муром (Gary Moore), с Ричи Коценом (Richie Kotzen) и другими знаменитостями. Прибавим участие в многочисленных фестивалях, постоянные гастроли по Европе. Что надо еще сделать такого, с какой знаменитостью сыграть, чтобы о тебе наконец перестали писать как о "восходящей" звезде?
- Хороший вопрос! Да, я играю уже достаточно давно, но я все еще молод - и внешне и внутренне. В блюзе принято говорить об успехе в гораздо более зрелом возрасте. Звезды стиля - наверху, а я пока "под поверхностью", в андеграунде. Видимо, надо прорываться на более крупные площадки и фестивали. Публика по инерции идет за раскрученным именем, за прессой, иногда даже не доверяя своему мнению. Потом, не надо забывать, что кроме "великих" сейчас в блюзе - много молодых талантов, конкуренция сильная.
- Давай проверим, достаточно ли подробно я изучил твою биографию. Отец - профессиональный музыкант, играешь с 9 лет. Первая гитара - классика, нейлоновые струны, фингерстайл. Блюз-роком увлекся, когда в 12 лет услышал "Voodoo Child" Джими Хендрикса (твоя версия этой композиции на www.youtube набрала полмиллиона просмотров). В 13 - первая электрогитара (Strat Squier). Затем изучение кантри, увлечение соулом и R&B... Дикая смесь! Ко всему, ты дипломированный гитарист. Скажи, так в итоге ты зарабатываешь на жизнь только музыкой?
- Да, все верно. Я могу играть в очень разных жанрах, но в данный момент играю преимущественно блюз, блюз-рок. И да - шесть или семь последних лет я зарабатываю на жизнь только музыкой. Что касается моего музыкального образования - диплом вместо музыки публике не предъявишь.
- Ты помнишь свой первый профессиональный концерт?
- Мне было 16. Тогда я впервые сыграл за деньги. Заведение на 100 человек, билеты по 8 фунтов, публика - родственники, друзья, случайные посетители, первые честно заработанные 800 фунтов... Тогда я сказал себе: "Вот это круто!"
- А было такое - вышел на сцену, а зал пустой?
- Бывало и такое, но я все равно играл, иногда до 5 утра. К счастью, это было один или два раза в жизни. Система выступлений в Британии разная. Например, в самых знаменитых клубах администрация заведения платит группе фиксированный гонорар, и та играет чуть ли не до утра. Кто-то играет три сета по часу. Я, как правило, играю один сет длиною в два часа, в том числе - то, что называется "на бис". Оплата - процент от продажи билетов.
- В каком-то из интервью ты сказал, что если бы у тебя была машина времени, то ты отправился бы в 11 июля 1983 года в клуб "El Mocambo", в Торонто - на концерт Стиви Рэй Воэна (Stevie Ray Vaughan). Расскажи, как у тебя складывались отношения с музыкой СРВ и как удалось избежать копирования его стиля? Согласись, в эту ловушку попали многие - сотни гитаристов-клонов продолжают старательно подражать ему.
- Стиви - он по-настоящему тронул мою душу. Здесь и восторг, и страсть, и эмоции. Это не традиционный блюз, там много от рока, от Хендрикса. Как я избежал ловушки? Во-первых, я никогда не играл на Стратокастере, чтобы уж точно не быть похожим даже в звуке. Во-вторых, в какой-то момент я запретил себе слушать Стиви Рэй Воэна, чтобы исключить копирование, он и так уже сидит внутри меня. И в-третьих, я искал собственный звук и стиль. Есть много парней, играющих в похожем на Стиви стиле, в техасской манере - например, Кенни Уэйн Шеппард (Kenny Wayne Shepherd) и другие. Но я специально слушаю разный блюз и музыку других стилей - даже поп-музыку и металл, чтобы найти те оттенки, которых нет внутри жанра.
- Джон Мэйер (John Mayer), Джо Бономасса (Joe Bonamassa) и подобные им приводят в блюз совсем далеких от него слушателей, популяризируют его. Ты играешь смесь из блюза, рока, ритм-н-блюза, соул и фанка - с той же целью? Или просто любишь разнообразие?
- Нет, не специально - это я так чувствую, я так слышу. Дело в том, что нельзя искусственно получить успех - и публика, и журналисты, и продюсеры слышат и видят, где настоящее искусство, а где фальшивка, фэйк. Народ понимает, когда артист его обманывает. Если чувство есть, если ты даешь энергию, то в это верят, идут на твой концерт. Сымитировать нельзя.
- Песня - это не просто копия, которую ты повторяешь из концерта в концерт? Мог бы ты рассказать о том, какую жизнь проходит каждая композиция - как она рождается, как трансформируется? Когда ты понимаешь, что ее пора представлять публике?
- Сначала рождается музыка, не слова. Обычно это риф или фраза, которую я наигрываю на акустической гитаре, кручу ее туда-сюда. Потом приходит понимание, какой могла бы быть эта песня, дальше - слова и т.д. В сет-листе у меня всегда есть песни, которые еще не записаны на альбоме. И сегодня они присутствуют, некоторые "доходят" уже третий год - мы играем их, улучшаем, и, возможно, скоро запишем их. Ну, а что насчет копирования песни из выступления в выступление, то просто физически невозможно сыграть нота в ноту одну и ту же композицию! Тем более, если, как сегодня, я играю с совершенно новой группой из Москвы - каждый музыкант привносит в песню что-то свое.
- Гэри Мур однажды дал тебе совет. Он сказал, что паузы в соло важнее, чем ноты. Он имел в виду, что в песне нужно оставить место для дыхания и того, что нельзя передать звуком. Совет все еще актуален для тебя?
- Есть разные гитаристы. Кто-то берет количеством нот. Кто-то и хотел бы брать количеством нот, да не может. А есть Питер Грин (Peter Green) и Эрик Клэптон (Eric Clapton) - у которых нужно учиться паузам в соло.
- Что у тебя вытатуировано на руках?
- "Voodoo Chilе" Хендрикса. Вот: "Well, I stand up next to a mountain, And I chop it down with the edge of my hand", ну и так дальше (задирает футболку - тату переходит на тело). А здесь - ноты основного рифа "Voodoo Child" (показывает правое плечо с нотами).
- Будешь добавлять что-то еще?
- Конечно! (смеется). Место, в принципе, еще есть.
Беседовал Алексей Щеголев.
Глубокая признательность Борису Литвинцеву за помощь в организации интервью.