Арсен Шомахов | концерты | о себе | о группе | музыка | фото | форум |
Алексей Щеголев о Арсен Шомахов : "На самом деле, я большой лентяй" - интервью
В Москве отыграл серию концертов блюзовый гитарист из Канады Арсен Шомахов
Это не первое мое интервью с гитаристом из Нальчика Арсеном Шомаховым. Вернее - теперь из Канады. И это не первое его выступление в России после эмиграции. Одно остается постоянным: он русский за границей и... иностранец в России.
Договариваемся об интервью на полвосьмого вечера в столичном клубе "Би Би Кинг". Прихожу раньше - в 19, в заведении никого. Набрасываю в блокноте вопросы. Мимо с гитарой невозмутимо проходит Арсен.
- Арсен, ты почему так рано?
- Привет! Да привык готовиться заранее, группа попозже подъедет.
- Ты, вижу, с новой гитарой?
- Да. Хочешь, покажу?
- Класс, а почему такая легкая?
- Ну, с виду вроде обычный "Fender Stratocaster", а на самом деле копия "Fender Stratocaster '62 "Сustom shop". На заказ делал... Действительно легкая, звонкая.
- Круто, сядем-поговорим?
- Конечно.
Садимся за стол, включаю диктофон. Арсен выглядит уставшим после перелета.
- Настроение есть?
- Ну...нормальное настроение. Вчера было хуже. Из-за перелета я был никакой. Не понимал, где день, где ночь. Еще утром была видеосъемка... Первый концерт прошел нормально. Но я конечно чувствовал усталость...Так, кто тут до нас сидел (изучает клубные таблички на столе): "Deep Purple", "ZZ Top", "Gipsy Kings"... Неплохо.
- Арсен, а почему так плотно играешь в этот раз? Вчера концерт, сегодня - два, завтра еще один...
- Время ограничено, а в Москве новый блюзовый клуб открылся. Вернее, заново открылся - "Дом у дороги", надо и там сыграть...
- То есть, сейчас отыграешь и поедешь на вторую площадку?
- Да. Вроде близко. Одна проблема - контрабас, из-за него все сложности, большой и тяжелый.
- Контрабас - это принципиально?
- Да, искал басиста, чтобы играл и на бас-гитаре и на контрабасе.
- Кто сейчас играет с тобой?
- Басист - Брюс О'Нил. Барабанщик - Чип Харт. С Брюсом мы работаем лет шесть. С Чипом - года четыре.
- А это дорого - везти забугорную команду в Москву?
- Дорого. Но им захотелось увидеть другую страну. Тем более, у барабанщика в России нашлись родственники, с которыми захотелось встретиться. Ну и басист очень хотел в России побывать.
- Дорогой перелет?
- He дешевый...
- В прошлый раз ты прилетал в Россию с семьей. Возил их в Нальчик. Сейчас так же?
- Да, такая же схема. У сына каникулы сейчас, весенние. Вот и решили выбраться.
- Он же барабанщик, насколько я помню? Играет блюз?
- Играл. Был период, когда он перестал заниматься барабанами. Потом снова начал, но, правда, сейчас он играет другую музыку: метал, панк-метал.
- Ого. А вот эти твои концерты в Москве - это чисто столичная история? По России не поедете?
- Да, только Москва. Посмотрим, возможно сделаем концерт в Нальчике, но не по России. Мои ребята уезжают раньше, а я - в Нальчик. Потом назад, в Ванкувер.
- В Канаде в семье по-русски говорите?
- Да, по-русски, а сын все больше по-английски.
- Скажи честно - скучно жить в Канаде?
- Нет! Ванкувер - замечательный город. Очень красивый, особенно природа - океан, горы. Я себя здесь чувствую очень комфортно.
- Политика есть на местном ТВ, как сейчас на российских телеканалах?
- Все то же самое, что у вас! Но я всю политику выключаю - все эти дебаты...
- В чем различие публики в музыкальных клубах там и здесь?
- Там блюзовая музыка более понятна и знакома, особенно людям среднего и старшего возраста, и им привычно под нее танцевать. Здесь, мне кажется, такая музыка больше на любителя. Чаще сидят и слушают. На самом деле, мне интересно и то, и другое.
- А если едят?
- И хорошо, если едят. Не вижу проблемы.
- Тебя не раздражает?
- Раздражает, когда люди болтают перекрикивая музыку. Иногда смотришь записи звезд - например, Джеффа Бека - билет стоит не мало, а люди просто сидят и громко болтают. Думаешь, мне бы на ваше место...
- Фестивали. Как ты к ним относишься?
- Люблю. Но фестивали не происходят каждый день. Но, конечно, здорово, когда тебя на них зовут.
- Клубы. Вот пустой зал и...
- Играю. Даже в пустом клубе. Есть вещи, которые от меня не зависят: реклама - я ее не раскручиваю, афиши, зал... Но есть чисто моя работа.
- У тебя есть менеджер?
- Я занимаюсь всем сам. Есть агент, с которым время от времени работаю.
- У тебя 5 альбомов...
- Да, сейчас собираю материал для шестого.
- Ты так же смешиваешь серф, джамп-блюз, джаз?
- Так и есть. Еще рок, фанк и прочее.
- Тот же лэйбл - "Blues leaf"?
- Да.
- Что впереди?
- Трудно предугадать, как изменится моя музыка. Я об этом не задумываюсь. С возрастом меняются вкусы, и часто оказываешься под влиянием самых разных музыкантов. Моя музыка будет меняться, но в ней, как всегда, будет присутствовать грув, который заставлять людей двигаться, танцевать. Ведь блюз - танцевальная музыка.
- Сегодня это звучит странно...
- Да. Но когда-то это было так! Под блюз танцевали. Еще раз скажу - в Канаде на блюз сегодня ходят много людей среднего и старшего возраста, и они танцуют под блюз.
- Успехи?
- Уже несколько лет работаю со своим трио в одном клубе. У нас своя публика, сейчас регулярно приглашаем специальных гостей, известных в Ванкувере музыкантов. В прошлом году ездили в Мемфис, выступали на Mt. Baker Rhythm and Blues Festival, этим летом едем на престижный канадский Мount Tremblant International Blues Festival.
- Ты манипулируешь людьми со сцены? Есть какая-то концепция ведения концерта?
- Я не манипулирую публикой. Я просто следую за своим настроением. Если настроение хорошее, я полон сил, есть драйв, я в духе, то и выступление удается...
- То есть, бывают неудачные концерты?
- Бывают выступления менее энергетически насыщенные, приходится менять песни или их последовательность.
- То есть сет-лист редактируется в процессе?
- Да. Все зависит от настроения.
- Ты когда-то говорил, что нельзя играть много, чтобы не прогореть.
- Да я и сейчас скажу - нельзя. Теряешь свежесть. Чем меньше концертов я делаю, тем более они уникальные, что ли.
- Кухня музыканта - как рождается песня и так далее. Можешь об этом рассказать?
- А кухня вообще не интересна. Чем меньше люди знают о тебе, тем лучше. Это то же самое, что смотреть на картину и думать: а что там художник имел в виду? Как он думал, как жил? Важно - что сейчас именно вы чувствуете. Картина, музыка, кино - они вам сейчас нравятся или нет? Остальное не важно. Я, на самом деле, стал скептически относиться к избыточному интересу к внутреннему миру музыканта, к "кухне". Кому это важно? Люди часто наделяют произведения искусства тем, чего в нем нет. Надо просто наслаждаться, быть с этим искусством здесь и сейчас.
- То есть продукт важнее внутреннего мира автора?
- Конечно.
- Одно время ты увлекался Холмстромом (Rick Holmstrom - американский гитарист)...
- С возрастом увлечения меняются, детской восторженности кем-либо уже нет, и это естественно. В последнее время я, чаще слушаю джазовую музыку. Вот например Телониуса Монка (Thelonious Monk) переслушиваю постоянно...
- А почему пианиста?
- Не важен инструмент, важна музыка.
- А как же гитаристы?
- Изучать одних только гитаристов скучно: я часто слушаю "духовиков", пытаюсь имитировать рифы саксофона, трубы... На самом деле, я большой лентяй. Вечно откладываю все на завтра. Кажется, все сложнее находить время, чтобы, как раньше, часами сидеть с гитарой, заниматься, работать над новыми идеями, новым материалом... но, на самом деле, это всего лишь лень. Слава богу, есть главное - музыка. Она не отпускает тебя. Иногда бывает так - музыка уходит, вроде все в порядке без нее, но потом ты чувствуешь: эту дыру нельзя ничем закрыть. Музыка - это... это нечто очень хорошее! И я сейчас пытаюсь делать так, чтобы каждый день прожить просто хорошим человеком. Передать то, что происходит в голове и в сердце, через гитару и голос. Только одно это само по себе очень и очень неплохо.
Беседовал Алексей Щеголев.